МАСТЕРА И СТИЛИ КАРАТЭ




Гичин Фунакоши


Его зовут «Отец Японского Каратэ». Он прожил славную жизнь и создал стиль Шотокан Рю (приставка «Рю» обозначает «школа»), который и по сей день является одним из самых популярных в мире. Имя создателя - Гичин Фунакоши.

Он родился в 1868 году в столице Окинавы, Шури, и первые свои уроки брал у мастеров окинавского каратэ: Итосу и Асато. Иногда молодому человеку удавалось попрактиковаться у самого Учителя Мацумото, по прозвищу «Буши», что в переводе означает «Воин». В отличие от других признанных мастеров конца 19 века, Гичин Фунакоши был хорошо образован и старался привнести в понимание каратэ некоторые философские аспекты, чем привлекал внимание к своей деятельности многих образованных людей того времени.

Фунакоши заменил старый символ «Кара», что означало «Китай», на другой, обозначающий по-японски «пустой»: ведь «Пустота – самая совершенная форма во Вселенной». Он писал в своей книге : «…из пустоты возникает форма, а форма принимает вид пустоты». В Японии любят такие философские изыскания, но Мастер пошел дальше. Прибавив к измененным иероглифам слово «До», Гичин Фунакоши получил в результате современное звучание и смысл слова «Каратэ-до» - «путь пустой руки».

Определенно, своей деятельностью Фунакоши популяризовал каратэ в японском обществе. Шотокан, согласно наставлениям Сэнсея Фунакоши, - это система самообороны и физического самосовершенствования. Соревнования по каратэ, в том виде, в каком они существуют в наши дни, а по Шотокану и по другим видам проводится очень много соревнований, не нужны. Так считал Гичин Фунакоши.

Учитель умер в 1957 году, оставив после себя немало высказываний, посвященных философии каратэ, наиболее известное из которых гласит: «Каратэ Ни Сенте – Владея каратэ – никогда не атакуй первым».

Чтобы лучше понять суть того, что завещал ученикам Сэнсей Фунакоши, приведем слова, которые он любил повторять:

«Каратэ начинается и заканчивается с поклона (уважения)». «Сначала изучи себя, потом постарайся узнать еще что-нибудь». «Сперва дух, а только потом техника». «Изучать каратэ можно всю жизнь, нет предела мастерству». «Каратэ – подобно кипящей воде: если ее не подогревать, то она остынет». «Никогда не думай о победе, лучше думай, как бы не проиграть». «Рука твоя - это сабля, нога – разящий меч». «Всегда смотри как двигается твой противник – от этого зависит исход схватки».

Чтобы подчеркнуть значимость личности Гичина Фунакоши скажем в завершении, что именно он был ответственным представлять искусство каратэ в Японии в 20-е годы прошлого столетия. В Стране Восходящего Солнца подобное доверие очень много значит.



Хироказу Канадзава


Х.Канадзава - великий японский мастер (канчо), создатель современной школы каратэ-до стиля Сетокан. Родился в 1931 году, в префектуре Иватэ. Изучать каратэ начал относительно поздно, в 19 лет, поступив в Университет Такусеку, славящийся своими традициями в области каратэ. Его учителями были Накаяма и Нисияма. В 1956 году он окончил университет и начал сотрудничать с JKA.

В 1957 году стал чемпионом Японии в кумитэ, став победителем 1-го Всеяпонского чемпионата JKA.

В 1958 и 1959 годах он одновременно был чемпионом как в кумитэ, так и в ката. Прославился тем, что один из чемпионатов выиграл со сломанной рукой.

В 1960 году был назначен шеф-инструктором в США и на Гавайях. В тридцать лет стал обладателем 5 дана.

В 1962 году назначен шеф-инструктором в федерацию каратэ ФРГ.

В 1966 году ему был присвоен 6 дан.

В 1968 году был тренером европейской команды на чемпионате мира в Мехико.

В 1971 году получил 7 дан, одновременно стал шеф-инструктором международного отдела JKA. Наряду с этими обязанностями был инструктором-наставником в нескольких университетах Японии.

В 1972 году готовил японскую команду к чемпионату мира в Париже.

В декабре 1977 года, в связи с разногласиями между ним и руководством JKA, Канадзава покинул JKA и вместе со своими последователями создал Международную федерацию Сетокан каратэ (SKIF) членами которой являются более 140 стран мира, в том числе Австрия, Бельгия, Дания. Англия, Франция, Италия, Ирландия, Голландия, Шотландия. Испания, Швеция, ФРГ, Турция, Канада, Венесуэла, Индия, Индонезия, Малайзия, Тайвань и др. На данный момент в федерации состоит более двух миллионов человек.

В 1977 году за большие заслуги в деле развития каратэ во всем мире Канадзава получает 8 дан.

2000 год ознаменовался присвоением Грандмастеру 10 дана!

В 1968 году Канадзава написал книгу "Базовые ката каратэ", а в 1981 - "Каратэ Канадзавы" и "Сетокан каратэ интернэшнл - ката" в двух томах. Также выпущено много тренировочных видеокассет.

Канадзава, еще в молодости, получил прозвище "Мистер Сетокан" за свою блестящую технику и на сегодняшний день является одним из опытнейших мастеров. Надо заметить, что в свое время он удивил многих, начав изучать Тай цзи цюань под руководством китайских мастеров, и особенно плотно разрабатывая тему мягкости в каратэ-до.

Канадзава выступает за признание каратэ Сетокан в качестве Будо-искусства, которым необходимо заниматься всю жизнь, независимо от соревновательного аспекта, и эта его идея находит много единомышленников в мире каратэ Сетокан. Растущая популярность SKI тому подтверждение.



Масутацу Ояма

М.Ояма (настоящее имя Ёнг И-Чой (YongI-Choi)- основатель школы кёкушинкай, родился 27 июля 1923 года в деревне недалеко от южно-корейского города Гунсана.В раннем возрасте он уехал в Манчжурию, а затем в Южный Китай, где жил на ферме своей старшей сестры. Когда ему было 9 лет, он начал изучение одной и форм китайского кемпо, называемый «Восемнадцать рук», у мистера Ёи, работавшего на ферме в это время. Когда Ояма вернулся в Корею в возрасте 12 лет, он продолжил свое обучение боевым искусствам, тренируясь в корейском кемпо.

В 1938 году, в возрасте 15 лет, он покинул Корею и уехал в Японию, чтобы стать летчиком. В это время ему хотелось стать героем, первым корейским боевым пилотом. Его намерения могли подвергнуться серьезным и тяжким испытанием и он мог бы не выжить в таком возрасте, особенно являясь корейцем в Японии. Если бы Ояма не поступил в авиационную школу, он бы оказался у «края дороги».

Однако Ояма продолжал заниматься боевыми искусствами, тренируясь в школах дзю-до и бокса. Однажды он познакомился с несколькими студентами, занимающимися окинавским каратэ. Его очень заинтересовал этот вид боевого искусства и он решил пойти в доджо Гитина Фуканоши в Университете Такусоку, из которого в настоящее время выросло известное всем направлении Шотокан.

Ояма постоянно прогрессировал на тренировках и добивался успеха, и когда ему исполнилось 17 лет, он получил, 2-й дан в карате. Когда его забрали в Императорскую Армию в 20 лет, у него был 4-й дан.

Ояма также продолжал тренироваться в дзю-до и его прогресс был изумительным. Прошло только 4 года, как он начал заниматься дзю-до, но он уже выполнил все тесты на 4-й дан.

Поражение Японии в войне с последующей оккупацией почти трагически сказалось на Масутацу Ояме, который никогда не проигрывал. Но фортуна не отвернулась от него, и в жизнь Оямы в это время вошел человек по имени Со Нэй Чу. Мастер Со, один из корейцев (кстати, из той же провинции, где родился и жил Ояма), живущий в Японии, оказался одним из великих мастеров стиля Годзю-рю. К тому же, он был известен как физической, так и духовной силой. Именно он был тем, кто направил жизнь Масутацу Оямы по пути изучении боевых искусств. Он был так же тем, кто внушил Ояме уйти от суеты этого мира на 3 года в одиночество для тренировок духа и тела.

В 23 года Ояма познакомился с Ёджи Ётикавой, автором романа о жизни и приключениях знаменитого самурая Миямото Мусаси. Как роман, так и автор романа помогли научить Ояму самурайскому кодексу чести Бусидо, помогли понять и осознать ему путь Воина. Через несколько лет Ояма уходит на гору Минобэ в префектуре Сиба, на то место, где тренировался и жил в одиночестве легендарный самурай, и где Мусаси создал свою школу Нито-рю (школа двух мечей). Ояма хотел найти подходящее место, где в тяжелых условиях можно начинать тренировки и строить планы на будущее. Он взял с собой небольшой набор самых необходимых вещей и книгу Миямото Мусаси, с ним был также еще один из студентов доджо Шотокан Ёширо. Относительное одиночество в горах казалось невыносимым и после 6 месяцев, в одну из ночей Ёширо бежал. Одиночество еще более закалило Мас Ояму, который, в отличии от Ёширы, не собирался так скоро возвращаться к цивилизации. Со Нэй Чу советовал Ояме сбривать одну из бровей, чтобы не испытывать желание вернуться к людям! Долгие и Долгие месяцы тренировок продолжались и Ояма стал самым сильным каратистом в Японии. Однако скоро его спонсор проинформировал Ояму о том, что у него нет средств поддерживать лесные тренировки и поэтому, после 14 месяцев, Ояма завершил свое одиночество, вернувшись с гор. Несколько месяцев спустя, в 1947 году, Мас. Ояма принял участие в 1 Всеяпонском Национальном чемпионате по боевым искусствам в разделе каратэ и выиграл его. Однако он чувствовал невыносимую пустоту от того, что не смог завершить три года тренировок в одиночестве. Именно поэтому он решает посвятить свою жизнь пути каратэ. Поэтому он снова идет в горы, уже на гору Кёдзуми в префектуре Сиба.

Там он тренировался до фанатичности по 12 часов каждый день без выходных и отдыха, стоял под холодным зимним водопадом, разбивая речные камни и скалы руками, тренировался на макевари, прыгал через растущее просо сотни раз в день, увеличивая прыгучесть. Постоянно, кроме тренировок физических, Ояма изучал различные школы боевых искусств, философию, дзен и медитацию.

После 18 месяцев отшельничества он достиг просвещения, влияние окружающего общества потеряло смысл для него.

В 1950 году Сосай Мас. Ояма начал проверку своих возможностей и силы в битвах с быками. Всего он сражался с 52 быками, 3 из которых умерли мгновенно, а 49 от отрубил рога ударом шуто. Новые эти победы дались нелегко. Однажды Ояма, увлекшись воспоминаниями, рассказал, что в результате его первой попытки бык только разозлился и он еле справился с быком. В 1957 году, в возрасте 34 лет, его чуть не убил рассвирепевший бык в Мехико. Тогда быку удалось боднуть Ояму, но Ояме как-то удалось оттянуть его от себя и сломать рог. После поединка мастер был прикован к постели 6 месяцев, пока, наконец, не выздоровел от смертельной раны.

В 1952 году он ездил по США в течение года, демонстрируя свое карате на аренах и по центральному телевидению. В течение последующих лет он имел успех и побеждал всех своих претендентов. Всего он провел бои с 270 разными людьми. Огромное большинство из них были сокрушены одним ударом! Бой никогда не длился более 3 минут и большей частью чуть более нескольких секунд. Его бойцовский принцип был прост: если он справился с тобой, - так и должно быть. Если он ударил, - ты сломлен. Если ты блокировал удар неправильно, - твоя рука сломана или вывихнута. Если ты не блокировал, - сломано твое ребро.

Ояма стал известен как «Божественный кулак», живое проявление японских воинов - учи геки - или «один удар - несомненная смерть». Для него это была подлинная цель техники карате, работа ногами или высшая техника были вторичными.

Однажды, во время одного из визитов в США Мас Ояма встретил Якова Сандулеску, огромного (190 см и 190 кг) силача-румына, который был взят в плен Красной Армией в возрасте 16 лет и отправлен в угольные шахты работать на 2 года. Они быстро стали друзьями и оставались ими до последних лет жизни сосая.

В 1953 году Мас Ояма открыл свой первый доджо, участок с травой в районе Меджиро, Токио. В 1956 году первый настоящий доджо был открыт в бывшей балетной студии за университетом Риккю, в 500 метрах от местонахождения теперешней штабквартиры МОК. К 1957 году там тренировались уже 700 членов, несмотря на высокие требования и жестокость тренировок. Многие мастера других школ приходили в этот доджо тренироваться из-за кондиций и полного контакта. Один из ведущих инструкторов, Кенджи Като, сказал, что они будут изучать и другие стили, которые будут приемлемы для реального боя. Мас Ояма брал технику из всех воинских искусств и не ограничивался только карате.

Члены доджо Оямы с опаской вступали в кумите, рассматривая его вначале как боевую схватку. С некоторыми ограничениями атака в голову (особенно техникой шуто и суставами пальцев), захваты, броски, удары головой и в пах были обыкновением на тренировках. Бой продолжался до тех пор, пока противник не сдавался, поэтому ушибы, травмы случались ежедневно (травматизм на тренировках составлял 90%). У учеников не было защитных приспособлений и официальных каратеги - и ходили в чем попало.

В 1952 году Мас Ояма давал показательные выступления на Гавайях. Юный Бобби Лоу увидел его и был ошеломлен его силой, хотя сам в этом возрасте был не новичком в боевом искусстве. Отец Бобби был инструктором по кунг-фу и тренировался во всех стилях, которые мог найти. К 33 годам он имел 4 дан в дзюдо, 2 дан в кемпо и 1 дан в айкидо, а так же был хорошим боксером и славился тяжелыми ударами.

Бобби Лоу стал первым учи-деси Мас Оямы. Он тренировался ежедневно с мастером в течение полутора лет. В конце концов именно он выдвинул лозунг учи-деси «1000 дней тренировок - начало пути». Учи-деши стали известны как «вакаджиши» или «молодые львы», «самураи XX века» Мас Оямы. Только из нескольких сотен претендентов со всего мира выбирались самые достойные каждый год для тренировок под руководством самого Оямы

В 1957 году Бобби Лоу вернулся на Гавайи, чтобы открыть 1-ю школу Оямы вне Японии.

Ныне действующий мировой центр МОК был официально открыт в июне 1964 года, в этом же году было принято окончательное название Киокушин, означающее «абсолютная истина». С того времени Киокушин продолжал распространение в более чем 120 странах и количеством более миллиона человек, сделавшись одной из самых больших организаций воинских искусств в мире. Среди известных людей в Киокушине практикуются Шон Коннори (почетный первый дан), Дольф Лундгрен (3 дан, бывший чемпион Европы, участник 2-го Мирового Открытого Турнира) и президент Нельсон Мандела в ЮАР (почетный 7-й дан).

Печально, но сосай Мас Ояма умер от рака легких в возрасте 70 лет в апреле 1994 года, оставив ответственным за организацию мастера 5-го дана Акиеши Мацуи (технического директора Хонбу).



Хидеюки Ашихара

Х.Ашихара - создатель школы ашихара каратэ, история которой почти полностью совпадает с вехами истории любого иного стиля, созданного учениками и последователями Масутацу Оямы. Сначала было ученичество у мастера, затем возникали какие-то разногласия, и тот или иной ученик выходил из состава организации, создавая сначала свою небольшую школу, позже крупную (часто международную) организацию. Все они провозглашают создание своих, особенных стилей, декларируя их уникальную эффективность в уличном столкновении или на спортивном татами. Точно такой же путь прошел Ашихара Хидеюки (1944-1995).

"Канте" ("глава школы") Ашихара родился 5-го декабря 1944 года в префектуре Хиросима. Рос под присмотром бабушки и дедушки в маленькой деревне Номите. С детства он слыл забиякой и часто дрался. Десятилетним мальцом он начал заниматься кэндо, и тренировки в воинских искусствах пришлись как нельзя кстати: "дурная силушка" нашла выход, и многие проблемы решились сами собой. Но только на время - подраться Ашихара любил всегда…

В 1960 году, когда Ашихаре было всего 15 лет, он направился в Токио, и устроился работать на бензозаправочную станцию. Так он зарабатывал себе на жизнь в течение 6 лет.

В сентябре 1961 года молодой человек начал активно заниматься каратэ и увлекаться штангой. Каратэ он постигал в додзе Оямы Масутацу под руководством самого основателя Киокусинкай. Ашихара проявлял завидное упорство и не пропускал ни единой тренировки. Вскоре настойчивость и преданность были замечены, и 26 марта 1964 года Ашихаре была присвоена степень "седан" (1 дан). Тогда ему было всего 19 лет.

60-70 годы - период активнейшего развития Киокусинкай в мире. С целью пропаганды стиля Ояма Масутацу направлял в разные страны мира своих учеников. В 1966 году Ашихара должен был направиться в Бразилию как инструктор для развития этого стиля в той далекой от Японии стране, но этому не суждено было сбыться: Ашихара участвовал в драке и сильно покалечил нескольких человек, напавших на него. Об этом инциденте полиция сообщила в хонбу-додзе ("главное додзе", "штаб-квартиру") организации Киокусинкай каратэ, и его на два месяца отстранили от занятий и инструкторской деятельности.

Позже Ояма отправил Ашихару развивать Киокусинкай в г. Номура на остров Сикоку. Через три месяца его отозвали в Токио: Ояма решил дать Ашихаре Хидеюки еще один шанс стать официальным представителем стиля от Японии в Бразилии. По каким-то причинам кандидатура Ашихары была отклонена, и было решено оставить талантливого японца в Японии. Неизвестно, расстроился ли по этому поводу Ашихара, но, вернувшись в Номура, он продолжил активное развитие Киокусинкай, за что снискал уважение коллег и признание Оямы. Номура скоро стал слишком маленьким, и Ашихара переехал в соседний город Яватагама. Здесь он основал один из самых больших клубов в Японии и расширил свою деятельность на два соседних крупных населенных пункта - Ува и Увадзима.

Именно в период "ссылки" (если можно так назвать пребывание мастера Ашихары в Яватагама, сопровождавшееся быстрым ростом количества подчиненных ему клубов) начала складываться система Ашихара-каратэ, несколько отличающаяся от ее предшественника - стиля Киокусинкай. Основная идея Ашихара-каратэ отражена в понятии "сабаки" (в переводе с японского что-то вроде "быстрого решения"), которое включает в себя три основных пункта, а именно:

>> Существует 4 боевых позиции.
>> Оценка и использование дистанции в бою.
>> Максимальная подвижность и скорость выполнения боевых упражнений. Тогда Ашихара продолжал пропаганду каратэ Киокусинкай в южной Японии. Его методиками заинтересовались полицейские академии и клубы региона. Новые отделения открылись в Хиросиме, Осаке, Киото, Кобэ, Нара и других местах. В марте 1978 года началось строительство главного додзе отделения, возглавляемого Ашихарой, в городе Мацуяма. В 1979 году строительство было закончено.

Но уже с 1980 года, это здание стало Хонбу-додзе для NIKO-Ashihara kaikan ("New International Karate Organization" - "Международная Организация Нового Каратэ" - "Ашихара-кайкан"). Ашихара почувствовал, что в состоянии руководить крупной организацией, не подчиняясь кому бы то ни было, и отделился от Международной Организации Киокусинкай Оямы. Рассказывают, что, будучи еще членом IKO, Ашихара своей активной деятельностью раздражал инструкторов в соседних регионах и вынуждал их обращаться Ояме с жалобами различного характера. Возможно, рассказы о завистниках не так уж близки к истине, однако последователи Ашихара-каратэ упорно твердят о том, что-де мастеру мешали развивать каратэ. Можно предположить, что Ашихара вызвал гнев самого Оямы: последний не терпел старавшихся стать независимыми от него учеников, и всячески пресекал их "самостийность". В общем, Ашихара пошел по пути многих учеников Оямы, которые по тем или иным причинам не смогли оставаться в организации "убийцы быков".

Чтобы избежать конфликтов в марте 1978 года Ашихару вызвали в Токио и предложили оставить свои клубы и занять высокую должность в хонбу Киокусинкай. Ашихара не согласился, не решившись в один миг бросить все то, чему посвятил полжизни. Конфликт был очевиден. В сентябре 1980 года Ашихара Хидеюки создал "New International Karate Organization - NIKO", то есть "Международную Организацию Нового Каратэ".

В этой организации он смог продолжать разрабатывать его собственное каратэ - Ашихара-каратэ. Вскоре после основания NIKO, Ашихара стал планировать публикацию ряда книг по своей системе. Первая часть была издана в 1983 году. Позже были опубликованы еще несколько книг и учебных видеофильмов, которые используются и сейчас в качестве методических пособий.

В 1987 году появились первые признаки болезни Ашихары. Как оказалось, здорового крепкого мужика свалила редкое заболевание нервной системы, появившееся у мастера вследствие последствий ядерной бомбардировки Хиросимы в 1945 году. Ашихара скончался 24-го апреля 1995 года в возрасте 50 лет. Более тысячи людей пришли на похороны мастера, отдав последний долг человеку, который вошел в историю как выдающийся представитель мира воинских искусств. После смерти Ашихары Хидеюки, организацию возглавил его сын Ашихара Хидэнори. Сегодня организация продолжает расти. Она состоит из более чем 250 представительств в 35 странах мира, на всех континентах. Каждое из представительств имеет прямой контакт с хонбу в городе Мацуяма (Япония).

Сайт управляется системой uCoz