Это рассказ о том, как мы дважды посетили Германию, приняв участие в двух Кубках мира по каратэ среди детей, кадетов и юниоров (версия WKC) в октябре 2004 и 2006 года.
Часть 2. Возвращение в Германию.
Октябрь 2006. Мы с Андреем Крыловым и Олегом Левченко в московском аэропорту Шереметьево 2, летим в Ганновер на очередной Кубок мира. Нашли нужный пропускной пункт на наш рейс. Перед нами образовалась приличная очередь из американцев – любят они путешествовать по Европе. При этом у всех них – по 2-3 здоровенных пластиковых контейнера (видно, матрёшками на всю жизнь запаслись). Стоим за последним американцем – тут ещё один американо подходит с такими же баулами. Нас попросили его пропустить, поскольку он из той же группы. Мы вежливо пропустили, хотя ответной вежливости не было и в помине. Подходит наша очередь, но “прискакал” ещё один “друг” с противоположного континента – пропустили и его. Так продолжалось раза 3-4, к нашей общей “радости”. В тот момент мы искренне “полюбили” этих ребят и наши “тёплые” чувства к ним на протяжении всей поездки только укреплялись. Всё-таки мы прошли регистрацию, при этом нас, как и всех, заставили снимать куртки, пиджаки, ботинки, вытаскивать мелочь и всё металлическое из карманов. И всё мы это делали под прицельным взглядом упитанных и всем недовольных тёток. В общем, процедура не из приятных. Но вот мы в зале ожидания и перед нами за большими стеклянными окнами – наш лайнер Ту-154М. Сидим, ждём: минут двадцать - тридцать. Американцев не видно - и это действительно было приятно. Впечатление такое, что посадку ещё не объявляли. Сидим, значит, смотрим, как один за одним взлетают и садятся самолёты. В общем, расслабились от предвкушения поездки в любимую (после России, конечно же) страну. И вдруг в зале заорал громкоговоритель – “пассажирам, улетающим рейсом на Ганновер: Крылову… (ну и далее по списку) - срочно занять свои места”. Мы тут же сорвались и помчались в коридор-рукав, ведущий к самолёту, успев прихватить в этом коридоре толстенный автомобильный журнал. Бортпроводница приятным голосом предупредила: “Осторожно, пригните головы”. Дверь в самолёт и вправду была невысокая, а синяк в дорогу никому был не нужен. Идём мы, значит, по узкому проходу между самолётными креслами и вот, о “счастье” - наши места рядом с теми самыми американцами. Ну что же - 2 часа придётся потерпеть. А терпеть было что – мы хоть и не великие знатоки английского языка, но американскую брань после каждого слова разобрать могли. Кроме того, многие из них закинули ноги на впереди стоящие кресла (самолёт летел полупустой). Пока лайнер ожидал остальных пассажиров, выруливал на взлётную полосу – всё это время американцы громко галдели, но перед самым взлётом, – как один впали в спячку и спали до самого приземления (мы просто ликовали). Говорят, что во сне лучше переносить полёт – для нас это действовало на все 100% - мы действительно лучше перенесли полёт, пока … американцы спали. А когда они спят – эти ребята не такие уж и плохие. В полёте нам предложили соки, пепси, блины с чем-то непонятным (уж лучше бы мы взяли омлет). Вообще, раньше на рейсах Аэрофлота кормили гораздо лучше – салаты, мясо, рыба, лёгкое вино для желающих. Сейчас, при росте цен на нефть, летуны экономят на всём. Но в полёте нас ожидал и приятный сюрприз – Андрею Крылову, как самому младшему пассажиру (12 лет), бортпроводница вручила подарок от Аэрофлота – малюсенький прозрачный рюкзак с носками 48 размера и огромным синим платком. В общем, подарочек - что надо. Так что – “летайте самолётами Аэрофлота!”
Посадка прошла мягко. Погода в Ганновере оказалась солнечной - около 20 градусов (в Москве – около нуля и дожди со снегом). На таможенном пропускном пункте прошли регистрацию (ну, конечно же, мы пропустили вперёд всех наших милых заокеанских “друзей”). Получили багаж, немного поплутали по аэропорту в поисках выхода на железнодорожную станцию (оказалось, для этого надо было спуститься под землю). На станции стоял какой-то поезд. Людей на перроне – ни души. Посередине перрона – автомат, интуитивно ясно, что для продажи билетов. Но как он работает? Куча кнопок, надписи по-немецки, в котором мы не бум-бум. Тут подбегают мужчина и женщина с сумками и к нашему удивлению говорят: “быстрее покупай билеты - поезд уходит!”. При этом мужчина сунул горсть монет в верхнее окошко, нажал на какую-то кнопку, и получил в нижнем окошке сдачу и билеты. Мы не растерялись и спросили: “а нам Вы не поможете купить билеты?”. И услышали в ответ: “а что тут не понятного?.. А вам куда?.. Да езжайте так, если что – купите билет у контролёра... и вообще тут никто билеты не проверяет…” Мы с опаской вошли в вагон, сели и поехали. Поезда в Германии – всегда чистые, ходят бесшумно, быстро, без тряски; в туалетах нет недостатка бумаги, в том числе для рук, есть жидкое мыло. В каждом вагоне - электронное табло с названием следующей станции – это очень помогает приезжим, то есть нам. Ехать решили до центрального вокзала – он располагается в самом сердце Ганновера. В каждом германском городе есть центральный вокзал, называемый “хаубанхоф” (это мы узнали ещё в предыдущую поездку).
Ехали не долго. За окнами мелькали аккуратные дома с красной черепицей – стандартный европейский пейзаж. И, наконец, вот он – Ганновер, а точнее центральный вокзал. Спускаемся с перрона под землю и попадаем не в какой-то там туннель, типа арзамасского, а в огромный многоэтажный комплекс, только этажи идут под землю. Кругом магазины и кафе. Путешествующие здесь могут успешно избавиться от излишков денег (если они, конечно, есть). Но у нас нет времени – нужно срочно ехать в спорткомплекс (AWD-Hall) на регистрацию. А куда ехать-то? У кого не спросим – никто не знает или не понимает по-английски (а может, знают и понимают, но не хотят говорить). Перед вокзалом стоит ларёк – как оказалось для продажи билетов на трамваи и автобусы. К нашему счастью рядом оказалась говорящая по-английски леди. Через эту переводчицу нам кое-как удалось купить билеты и узнать, что до AWD-Hall идёт автобус №131. Вообще, по купленному билету можно ехать в течении дня на любом трамвае или автобусе. Билет-то купили, а остановка где? Отмашкой руки, англоговорящая леди указала направление, по которому мы шли, пока не дошли до развилки. Куда дальше? Опять проблема! Тормозим не спешно идущую женщину. Она долго объясняла (конечно же, по-немецки) и показывала рукой то под землю, то налево. Это мы потом поняли, что находились у спуска на станцию метро (те же трамваи, только иногда они идут под землёй). На этом трамвае можно было доехать до спорткомплекса. Но сейчас мы искали автобус №131 и ни на чём другом ехать не желали. Пошли направо, остановки не видно. И тут от группы идущей навстречу слышим родную речь. Спросили у них – оказалось до остановки рукой подать. Сели в новенький, чистенький автобус (как всегда пустой), прокомпостировали билеты и поехали.
AWD-Hall легко было узнать, поскольку он входит в состав огромного комплекса AWD-Arena, где четыре месяца назад проходил Чемпионат мира по футболу. Немного поплутали по спортплощадкам, но навстречу попались опять же россияне – они то и подсказали куда идти. Наконец, пришли. Кругом много наших. Олег и Андрей показали паспорта – зарегистрировались, слава Богу! Видимо в компенсацию за мытарства всем нам выдали по синей бейсболке с эмблемой “WKC” и надписью “Hannover 2006”. Также, на регистрации мы взяли карту Ганновера и купили билеты на все виды городского транспорта на все дни соревнований, что очень удобно и выгодно. Теперь нужно заселиться в отеле, дорогу до которого нам на регистрации указал молодой парень, нарисовав стрелочки на карте.
Отель “Schwarzer Bar” оказался недалеко – три остановки на трамвае, правда с пересадкой. Приходим, и знакомимся с хозяйкой отеля – Людмилой Машек. Она не плохо говорит по-русски, что нам очень помогло. Вообще, 50% людей с которыми мы общались во время нашей поездки говорили по-русски, и это не считая наших спортсменов, их родителей, тренеров и т.д. На общемировом английском языке нам удалось пообщаться всего лишь с 2-3 человеками. Так вот, - расплачиваемся с миссис Машек и заселяемся в номера. Андрею и Олегу достался 2-х местный номер с отдельными удобствами: чистенько, аккуратненько, по углам светильники. Правда, телевизор оказался сломанным, а пластиковое окно, когда его открывали, чуть не упало на Андрея Крылова. Мы сразу сообщили об этих авариях миссис Машек. К сожалению, это были не последние аварии в их номере, но это пускай останется за пределами данного рассказа. Телевизор служащие отеля тут же поменяли, хотя смотреть–то было нечего – всё по-немецки. Так что в основном слушали музыку по Mtv и смотрели мультики без перевода.
Постепенно первый день пребывания в Германии подходил к концу, и мы решили что-нибудь купить в магазине напротив. Под руку попались недорогие пряники в шоколаде, оказавшиеся чёрным хлебом в глазури. Вкус – на любителя. Среди нас таких любителей не оказалось. К тому же они таяли в руках. Поэтому и потому, что на коробке было написано – “либучкен” (видимо, по-немецки так звучит слово “пряник”) дети прозвали их “липучками”. Так и остались “липучки” не тронутыми, когда мы уезжали из отеля (но слышали бы Вы - сколько шуток было по этому поводу). Перед сном ребята хорошенько повторили ката и мы легли спать.
Утром начались соревнования. В этот день выступал Андрей Крылов. В категории ката среди коричневых и чёрных поясов 11-12 лет соревновались около 30 спортсменов из 20 стран. По итогам первых двух кругов Андрей шёл на первом месте. Однако в финале, то ли он разволновался, то ли не успел сосредоточиться, но место оказалось третьим. Надо сказать, что за три недели до этого турнира, Андрей сломал руку, выступая в кумитэ на Первенстве России в Н.Новгороде, где занял 2-е место. Так что результат на Кубке мира для него оказался вполне достойный. Получив медаль, мы сделали несколько фото на фоне зала и флагов стран-участниц турнира и поехали в отель “обмывать” лимонадом медаль. Медаль – что надо: большая, красивая, тяжёлая - такую носить не стыдно. Олег Левченко выступал во второй день. Участников в его категории 13-14 лет (чёрные и коричневые пояса) оказалось чуть ли не пол зала – порядка 60 человек. Всех разбили на 2 подгруппы (2 татами). Во второй круг вышли только 8 человек из каждой подгруппы (всего, значит - 16) и среди них – Олег. После второго круга, осталось 8 человек, и в том числе Олег. Финал. Напряжение – огромное. Все кто вышли – очень сильные ребята с классной техникой. В тройку лидеров может войти каждый. Да ещё русских судей не допустили в эту категорию. Зато наших “любимых” друзей американцев на одной площадке оказалось двое, хотя ни один из них не прошёл судейский семинар, что является грубейшим нарушением. Выступает Шаров из Балахны с ката нинзюшихо – выполняет чётко, правда скорость и кимэ слабоваты (по крайней мере, его тренер В.А.Иванов не доволен выступлением). Судьи ему ставят баллы по максимуму. Выступает американец. Выполняется ката сочин. Сосредоточенность (занчин) – на высшем уровне, а вот удары ногами – на три с минусом. Ёко-гери-кеаге (боковой подбивающий удар) совершенно корявый, без сгиба в колене – так не делают в финале на Кубке мира. Однако, судьи, в первую очередь американские, сочли это выполнение практически идеальным – у их собрата второе место. У трёх спортсменов, в том числе у Олега, одинаковая сумма баллов. Но тут опять помогли американцы. Потом многие наши рассказывали, как эти два судьи перемигнулись и выставили Олегу одинаковые низкие оценки – 7.7, в то время, как у других судей оценки были от 7.9 до 8.1. Поэтому, исходя из минимальной оценки, у Олега, двухкратного чемпиона мира, оказалось лишь четвёртое место. До медали не хватило одной десятой балла, украденной американцами и нам пришлось проглотить эту горькую пилюлю.
После соревнований сразу поехали в отель. Рядом нашли Интернет-клуб и целый час искали – есть ли где-нибудь по близости соревнования, где Олег мог бы отыграться – ведь техника у него в тот день была на высшем уровне. К тому же следующим днём было воскресенье, т.е. теоретически где-нибудь турнир мог бы проходить. Искали в Германии и в соседних странах, куда можно было ехать по нашей шенгенской визе. Но в немецком Брандербурге турнир шёл уже третий день, а в Голландии, Австрии, Бельгии, Франции и других странах ничего подходящего не было. Тут пришлось успокоиться. Просто - не повезло.
Впереди было ещё два свободных дня. Как бы их с толком провести? Решили поехать в знаменитый город Бремен – на родину бременских музыкантов. Ехали 1 ч 20 мин на двухэтажном региональном экспрессе, любуясь живописными пейзажами земли Нижняя Саксония (область, где мы были). Городу 1200 лет и он - просто замечательный.
Особенно красива главная площадь с двуглавой “кирхой”, статуей Роланда - покровителя города, которой 600 лет, каруселями и ярмаркой сувениров. Вдоволь закупив сувениры и всё сфотографировав, включая памятник бременским музыкантам, мы поехали обратно в нашу ганноверскую резиденцию.
Оставался ещё один свободный день. Решили съездить подальше – в соседний город, где проходил последний чемпионат мира по футболу – в Дортмунд. Ехали на дорогом скоростном поезде ICE Берлин-Бонн, со средней скоростью около 200 км/ч (скорость в таких поездах демонстируется на электронном табло в каждом вагоне, именно за скорость и берут здесь большие деньги).
Не поезд, а самолёт - и по виду, и по свисту за окнами. В Дортмунде погода оказалась дождливой. Пришлось искать в магазинах, коих было много на нашем пути, не дорогой зонтик. Нашли большой - за 5 Евро, теперь мы могли почти свободно перемещаться по городу.
По всему городу установлены разноцветные бегемоты с крыльями – видимо символ города. А у вокзала есть несколько пластиковых скамеек в виде полусдутых футбольных мячей. Погода нам несколько испортила впечатления о Дортмунде и мы решили съездить во второй половине дня в ещё один город – Бохум. До Бохума ехали всего-то 10 минут.
Архитектура в городе – интересная – современные ультрамодные здания вперемешку со старинными “кирхами”. Впрочем, “благодаря” войне, вся Германия сейчас выглядит так. Зашли в парк с ровно стриженными газонами, в котором оказался небольшой зоопарк, точнее “тиер-парк”. С большим удовольствием мы посмотрели на различных животных: медведя, тигра, пантеру, попугаев, морских котиков, различных птиц и рыб. Но темнеет, пора домой – сначала обратно в Дортмунд, затем в Ганновер, а на следующее утро в Россию.
В один из вечеров, мы гуляли вокруг отеля по старинным улочкам. Погода хорошая – что не погулять. Сели отдохнуть в небольшом скверике - рядом детская площадка. И вот подходят два уже не молодых немца, садятся рядом и достают по бутылочке пива. А под ногами у них крутится маленькая такая собачка. Собачка-то маленькая, да удаленькая. Как оказалось, она прекрасно играет в футбол (в роли вратаря). Хозяин собачки достал малюсенький мяч и бросил собачке, показав нашим парням, что они могут поиграть с ней. Андрей и Олег долго пытались обводить зверька, пасоваться мячом, размером с яблоко, но собачка не давала им ни малейшей возможности. В общем, пока собачка не устала, так и играли с ней. Это было действительно интересное и весёлое зрелище.
В день отлёта нас ожидал один прощальный сюрприз. Уже после регистрации просидев три часа в ожидании самолёта, мы узнали, что аэропорт закрывается минимум на час. Клёво! Зал наполнился отлетающими всяческих национальностей. Большинство – турки, летящие в Стамбул. С нами сидел пожилой мужчина, который пытался по-турецки выразить нам своё сожаление по поводу задержки рейсов. Так мы сидели около часа, но вот на табло появилась надпись по-английски – “объявляется посадка на рейс в Стамбул”. Турецкий старичок чуть не подпрыгнул от радости. Со словами восхищения он пожал всем нам руки и пошёл в свой самолёт. Скоро прибежал служащий аэропорта и к нашему посадочному коридору, возбуждённо, созывая словами и жестами пассажиров рейса Аэрофлота Ганновер-Москва. Мы быстро взяли в руки вещи и пошли в самолёт. Хоть улетать и не хотелось, денег на дальнейшее пребывание в Германии не было ни цента. Да и виза заканчивалась этой ночью в 00 часов 00 минут. Так что до новых встреч, Германия! Ауфидерзейн!
Посадка в Шереметьево 2 оказалась не простой. Самолёт выбился из графика, и мы долго кружили над аэропортом, пока нам не разрешили посадку. Порой, наш самолёт делал виражи, под стать истребителю. В общем, наших парней укачало. Но вот - приземлились, но не к коридору-рукаву, а на свободном месте поодаль от зданий. Подъехал автобус и какими-то дебрями повёз нас к таможенному терминалу. Нам показалось, что мы навернули на этом автобусе не один круг вокруг аэропорта. Но всё же, в конце концов, приехали, прошли таможню, взяли багаж и поехали на автобусе экспрессе до ближайшего метро – Речной вокзал, а оттуда на Казанский вокзал. На следующее утро мы были дома. И чувство замечательной поездки (хоть и не всё получилось с медалями) не покидало нас ещё долгое время. Так что, совет – если Вы ещё не были в Германии – обязательно побывайте там, Вы точно не пожалеете, особенно если едите дружной и весёлой командой - такой как наша.